Катастрофы века
- Название: Катастрофы века
- Оригинальное название: Disasters Of The Century
- Продолжительность: 30 × 30’
- Производитель: Канада
- Год производства:
Разрушительное цунами в Восточной Азии и ужасающие последствия урагана «Катрина» вновь подогрели общественный интерес к природным катаклизмам и техногенным катастрофам. Но этот сериал сознательно отходит от актуальности событийного ряда. Детально исследуя самые серьёзные катастрофы XX века, авторы программы относятся к этим событиям не как к далёкому прошлому, но как к истории, на которой необходимо и нужно учиться, чтобы жить в будущем.
Взрыв в Галифаксе в 1917 году, самый мощный в доядерную эпоху; самая масштабная авария в истории автоспорта на знаменитой гонке в Ле-Мане в 1955 году; извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника, уничтожившее город Сен-Пьер с его 30-тысячным населением; землетрясение на равнине Кванто в Японии в 1923 году, вошедшее в историю как самое разрушительное. Это - далеко неполный перечень катастроф, которые исследуются в программе.
В каждой серии представлены уникальные архивные кадры и фотографии, интервью с очевидцами катаклизмов, реконструкция исторических событий, проверенные факты о последствиях и жертвах катастроф.
Список эпизодов
Серия № 1
Октябрь 1913 года. Катастрофа на пароходе «Вольрухано»: Пароход под названием «Вольтурно» выходит из Голландского порта в Роттердаме с 562 пассажирами на борту. 9 октября 6:40 утра во время волнения на воде произошло возгорание в носовой части корабля. Попытка потушить пожар силами команды не увенчалась успехом. Из-за усилившегося шторма многие спущенные на воду шлюпки ломаются или пропадают в море. К вечеру несколько кораблей ответили на сигналы о помощи. Все они посылали шлюпки, но море было слишком бурным. В панике люди бросаются за борт. Многие погибают от огня. К утру шторм прекращается, что облегчает спасение оставшихся пассажиров и членов команды. В результате катастрофы погибло 136 человек. Причина пожара так и не была установлена, хотя выдвигались многие предположения – от случайного возгорания до умышленного поджога. Через неделю после спасения Вольтурно окончательно затонул в океане.
5 октября 1913 года. Катастрофа на железной дороге. Манчестерский экспресс: Манчестерский экспресс отправляется с Ливерпульского вокзала. и въезжает в тоннель недалеко от Центральной станции Ливерпуля. Вдруг в одном из вагонов кто-то нажимает стоп-кран, срабатывает тормозная система. Поезд состоял из восьми вагонов, два из которых ещё не успели выехать из тоннеля. Во время осмотра состава, сигнальщик передал информацию на пост, но из-за шума сигнальщик на посту ослышался. В результате недоразумения другой состав был направлен по тому же пути. Несмотря на то, что поезд двигался со скоростью всего в 16 километров в час, силы при столкновении хватило, чтобы полностью разрушить последние два вагона другого состава. От удара Мидленд сошёл с рельсов и перевернулся. Шесть человек скончались сразу же после столкновения, пять из них были пассажирами поезда, шестой работал там проводником.
Серия № 2
14 октября 1913 года. Каменноугольные копи Сенгенида: На западной стороне шахты у Ланкастера произошел взрыв, после чего ударная волна немедленно распространилась по всем коридорам, благодаря находившейся там угольной пыли. Следующий взрыв был намного сильнее первого, он смёл всё на своем пути. Деревянные стойки разлетаются в щепки, словно зубочистки. Выжившие во время взрыва шахтеры погибали из-за нехватки воздуха, так как огонь выжигал кислород. Тушение пожара было затруднено тем, что взрывом повредило водопроводные трубы. В катастрофе погибло четыреста сорок человек, включая одного спасателя. Это самая крупная катастрофа в истории британской горной промышленности. Расследование обратило внимание на нарушение закона, в котором говорилось о вентиляционной системе и об очистке шахты от угольной пыли.
17 октября 1913 года. Гибель дирижабля: Огромный дирижабль поднимается в воздух для показательного полёта. На высоте двухсот метров от земли появился огонь, рядом с передним двигателем. Через несколько секунд уже весь дирижабль был охвачен огнём. Без газа он не мог лететь дальше и начал падать. Возможно, что газ из баллонов распространился по внутреннему килю. Двигатель Эль-два был разработан так, что баллоны с газом были расположены прямо рядом с основным каркасом. Как только на них попало пламя, произошёл взрыв. Все двадцать восемь пассажиров, в том числе и разработчик дирижабля, погибли.
Серия № 3
1960 год. Цунами на Гавайских островах: Жители города Хило не придавали серьезного значения сообщениям о приближающемся цунами. Система оповещения была создана недавно и ей не доверяли. Тем не менее катастрофа произошла. Тридцатиметровая волна обрушилась на город Хило со скоростью 50-ти км в час. Силы этой волны хватило, чтобы смыть с мола глыбы весом в несколько тонн. Цунами смыло и машины, и грузовики, поднимая их, словно это были обычные игрушки. Волна унесла с собой жизни шестидесяти одного человека, ещё пятьдесят пять получили ранения. Было разрушено двести двадцать девять домов, уничтожено триста восемь общественных и коммерческих зданий. Водяной поток продвинулся вглубь города Хило на площадь в 240-к гектаров. После катастрофы жители города активно принялись восстанавливать разрушенное. Через шесть недель Хило был уже практически восстановлен после обрушившегося на него цунами.
Серия № 4
5 октября 1954 года. Ураган в Торонто: В Торонто ураган столкнулся с ливнем, что породило ливень небывалой силы. Вода поднималась так стремительно и так высоко, что жители вынуждены были забираться на крыши своих домов. Пожарные объезжали город на моторных лодках, страхуясь пожарными шлангами и собирали пострадавших с затопленных домов. Но команда не успевала спасти всех. Ураган Хейзл оставил без крова около четырёх тысяч жителей Торонто. По данным двухтысячного года, убытки составили около двухсот тридцати миллионов долларов. Погибли восемьдесят один человек.
Серия № 5
6 декабря 1917 год. Столкновение кораблей Монблан и Дартмут в Галифаксе: В Галифаксе столкнулись два судна. Из порта выходил грузовой корабль Монблан с взрывчатым веществом на борту. На встречу шло другое судно. В узком проливе столкновения избежать не удалось. Корабль загорелся в порту собрались зеваки. Люди не подозревали о страшном грузе корабля и не пытались спастись бегством. Ударная волна накрыла собой территорию, расположенную в радиусе трёхсот километров от места взрыва. В Галифаксе его последствия стали катастрофическими. В результате взрыва в городе погибло 1600 человек. Количество раненых превысило 9000 человек. Город превратился в руины.
Серия № 6
11-го июня 1955-го года. Автокатастрофа во время гонок ЛеМан: Во время автогонок столкнулся Остин Мартин с Мерседесом. Столкновения автомобилей во время соревнования случаются часто. Но, в этот раз во время взрыва бензобака двигатель автомобиля отделился от ходовой части и полетел прямо на трибуны, битком набитые зрителями. В катастрофе погибло 82-ва человека, и ещё сотня человек получила ранения. Эта трагедия стала самой ужасной аварией в истории автогонок. Компания Мерседес не выставляла свои машины к участию в гонке ЛеМан на протяжении последующих 44-х лет.
Серия № 7
8 мая 1902 года. Сен-Пьер, остров Мартиника. Извержение вулкана Пеле: Когда-то Пеле был активным вулканом, но вот уже несколько десятилетий он не проявлял особой активности. И когда начал появляться запах сероводорода, жители города восприняли это как небольшое неудобство, но не как повод уезжать из города. Ураганный ветер спускал со склона вулкана мощный поток газа. Концентрированный жаркий газ с частицами камня и пепла спускался с вулкана на ураганной скорости. Облако спускалось с крутого склона, всё увеличивая скорость под действием гравитации. Через две секунды всё это обрушилось на город. Всего за несколько секунд город Сен-Пьер и его тридцати тысячное население исчезли с лица земли. С 1902-го года вулкан проявлял свою активность дважды. Одно извержение произошло в августе того же года, второй раз – в 1929 году. Но извержение 8 мая 1902 года было признано самой ужасной вулканической катастрофой двадцатого века.
Серия № 8
24 декабря 1953 года. Крушение Экспресса Веллингтон-Окленд (Новая Зеландия): На юге Тихого океана находится цепь вулканов, известных под названием Тихоокеанское Огненное Кольцо, куда входит гора Руапеху, на вершине которой лежит величественное Кратерное озеро. С наступлением лета лёд на леднике горы Руапеху начал таять. Пепельные берега, сдерживавшие Кратерное озеро, рухнули. Сель уничтожает всё на своём пути, в том числе и опоры моста, по которому должен проехать поезд-экспресс. Экспресс Веллингтон-Окленд мчится к реке Вангаеху, мост над которой уже разрушен. Все пять вагонов второго класса упали в реку, унося с собой 176 пассажиров. Из 176 пассажиров пяти вагонов, упавших в реку, выжило только 28 человек. Двадцать тел так и не нашли. Расследование показало, что виновных в катастрофе не было. Это было форс-мажорное обстоятельство, совпадение событий, которые никто не мог предотвратить. По степени серьёзности и количеству погибших это было шестое по величине крушение поезда в мире. Оно стало самым ужасным крушением в истории Новой Зеландии.
Серия № 9
1 сентября 1923 года. Землетрясение в районе вокруг Токийского залива, известном под названием Канто: Сила землетрясения была 8.3 балла по шкале Рихтера. Японские здания сделаны из дерева, а крыша покрыта глиняной черепицей. При землетрясении здания просто уходили сами в себя. Стены и крыши домов рухнули, и сразу же начался пожар. Во время землетрясения лопнули трубы водопровода, поэтому людям нечем было тушить огонь. В городах и деревнях этого региона было уничтожено и повреждено сотни тысяч домов. Общий ущерб оценивался в четыре с половиной миллиарда долларов. 90-95 % ущерба нанёс огонь. Потеряны были не только материальные ценности, но и целая культура. По приблизительным оценкам погибло 140 тысяч человек.
Серия № 10
23 декабря 1972 года. Землетрясение в Манагуа, столице Никарагуа: В половине первого ночи произошел первый толчок. После первого землетрясения последовало ещё два сильных толчка, которые в мгновение ока сровняли город площадью в 13 квадратных километров с землёй. В доли секунды всё было уничтожено или повреждено. Центр города охватил огонь, вырывавшийся из полопавшихся газовых труб. Власти не смогли определить точное количество погибших, поскольку многие тела были похоронены под грудами мусора или сгорели в пожарах. По оценкам специалистов во время землетрясения погибло от 4 до 10 тысяч человек, более 20 тысяч человек получили ранения. Из 400 тысяч людей, живших в Манагуа, более половины остались без крова. Центр города, площадь которого составляла 13 квадратных километров, был стёрт с лица земли. Прилегающая территория такой же площади сильно повреждена. Уничтожен не только целый город, но и инфраструктура всей страны.
Серия № 11
6 июля 1944 года. Пожар в цирке Хартфорда, штат Коннектикут: В город приезжает цирк братьев Ринглингов. Шапито было огромным: 160 метров в длину, 65 в ширину и 15 в высоту. На представление пришло почти 9 тысяч зрителей. В разгар выступления несколько человек из персонала цирка заметили пламя. Огонь быстро перекинулся от стенки палатки к куполу шапито, пропитанному парафином. Огонь был мощным, как торнадо. Зрители оказались в ловушке. Менее чем за 10 минут самый большой в мире цирк-шапито превратился в кучку дымящихся обломков. К тому времени, когда на место трагедии прибыли пожарные, тушить уже было нечего. В огне погибло 168 человек, почти все из них – женщины и дети. После пожара было проведено официальное расследование, которое показало, что оборудование для тушения пожара не было выставлено на положенные для него места.
Серия № 12
28 января 1922 года. Катастрофа в вашингтонском кинотеатре во время снегопада: 28 января в Вашингтоне шел сильнейший снегопад за всю историю города. В тот период кино пользовалось огромной популярностью, а Никербокер был одним из самых величественных кинотеатров. Во время снегопада на крыше здания скопилось много тяжёлого мокрого снега, который давил своим весом на уникальную конструкцию кинотеатра. В здании кинотеатра раздался треск. Потолок треснул посередине, и на зрителей обрушился металл, кирпичи и бетон. 133 человека, выживших в катастрофе, получили ранения, многие из них были очень серьёзными. 98 человек из трёхсот зрителей, оказавшихся в тот вечер в кинотеатре, погибли. К трагедии привело совпадение сразу нескольких факторов. По проекту здание не было рассчитано на подобную нагрузку. Из-за снегопада на здание лёг вес снега, который не предусмотрел градостроительный комитет.
Серия № 13
24 декабря 1968 года. Две авиакатастрофы в Бредфордe: Рейс 736 Аллегейнских авиалиний представлял собой пассажирский самолёт, летевший из Детройта, штат Мичиган, в Вашингтон, округ Колумбия. На борту самолёта находилось 47 человек. В городе бушевала снежная пурга, скорость ветра составляет около семи метров в секунду. Видимость составляет менее одного километра. Капитан и первый пилот случайно опустились ниже предельной высоты снижения. Самолёт начал падать в лес, прорубая просеку в 26 метров шириной. Самолёт приземлился на заснеженное болото, перевернувшись. От удара самолёт разорвало на части. Спасение пострадавших было осложнено непрекращающимся снегопадом. Крушение рейса 736 унесло жизни 20 человек, в том числе капитана и первого пилота. Каким-то чудом 27ми пассажирам удалось выжить. Всего 13 дней спустя, 6 января 1969 года рейс 737 Аллегейнских авиалиний, летевший из Харрисбурга, штат Пенсильвания, рухнул недалеко от аэропорта Бредфорда, не долетев до взлётной полосы. На этот раз крушение унесло жизни 11 пассажиров, 25 человек выжило в этой катастрофе.
Серия № 14
15 мая 1956 года. Падение истребителя на монастырь в деревеньке Орлинс (Канада): Самым крупным зданием в деревне Орлинс была вилла Святого Луи. Вилла служила монастырём и местом отдыха для Сестёр Милосердия, известных под названием ордена Серых Монашек. После второй мировой войны западные страны, в том числе и Канада, опасались распространения коммунизма. На её территории постоянно дежурили два истребителя, которые поднялись в воздух для опознания транспортного самолета. Вскоре на скорости более тысячи км/ч истребитель Эс-Эф сто пропорол часовню, примыкающую к монастырю, и врезался в главное здание. Начался пожар. В ту ночь погибло 15 человек, из них 11 монашек, священник, 40 летняя экономка и два пилота. Согласно проведённому исследованию, взрыв произошёл при возгорании излишков топлива в бензобаке истребителя. Самая вероятная причина этого могла заключаться в том, что вышла из строя система подачи кислорода к кислородным маскам пилотов.
Серия № 15
9 января 1939 года. Пожар в Австралии: По всему штату сразу возникло около пятисот очагов возгорания. Немногочисленные пожарные станции быстро исчерпали свои ресурсы. Сотни человек из Мельбурна и районных центров откликнулись на призыв о помощи, но силы в борьбе со стихией всё равно были не равны. Целую неделю погода была ужасно жаркой – порядка 45 градусов. Сотни очагов возгорания объединяются, образуя огненную стену, которая стремительно идёт по лесу, поглощая всё на своём пути. В результате пожара погиб 71 человек. Сгорело более тысячи домов. Лесная промышленность была уничтожена. Порядка 70 лесопилок, располагавшихся в лесу, сгорели. Многие жители Австралии потеряли работу и источник существования.
Серия № 16
25 октября 1960 года. Взрыв в универмаге Виндзора, округ Онтарио: Тёплый осенний день пронзил взрыв, прогремевший в универсаме Метрополитен, расположенном в центре города Виндзор, округ Онтарио. На место трагедии съезжаются машины пожарных и полиции. В передней части здания стеклянные витрины разлетаются на миллионы осколков, которые летят на улицу, впиваясь во всех, кто оказался на их пути. Задняя стена рухнула, и пол тоже провалился вниз. Ярко освещённое здание превратилось в чёрную дыру, полную обломков бетона и штукатурки. Согласно официальному отчёту, в этой катастрофе погибло 10 человек и более сотни получили ранения. Во время расследования было обнаружено, что монтажник систем отопления работал в здании без специального разрешения. Отсоединив трубу, подводящую газ к топке, он нарушил строгие правила монтажа, установленные газовой компанией.
Серия № 17
21 сентября 1921 года. Взрыв на заводе по производству удобрений в Оппау (90 км к югу от Франкфурта): Произведенные на заводе удобрения хранятся в силосной башне. Со временем удобрения спрессовываются и раскалываются при помощи динамита. 21 сентября 1921 года на заводе прогремел ужасный взрыв. Ударная волна от него разнесла смерть и разрушения по соседним деревням. Комиссия, проводившая расследование катастрофы, согласилась с мнением руководства концерна. Точная причина взрыва оставалась неизвестной. Учёные не могли объяснить, почему тысячи других взрывов прошли успешно, а этот закончился трагедией. Единственное, что можно было сказать после расследования – это то, что по какой-то причине химический состав и физические свойства удобрения, то есть сульфата и нитрата аммиака, хранившегося в той силосной башне, изменились. И обычный взрыв динамита привёл к взрыву ужасающего масштаба.
Серия № 18
3-4 декабря 1930 года. Ядовитый туман в долине реки Мёз (Бельгия): В городке Анжис расположено около 27 заводов. В то время о защите воздуха от загрязнений никто не задумывался, и заводы не принимали мер по охране воздушной среды. Первые дни декабря долине реки Мез были туманными. К третьему декабря туман сгущается над городком Анжис. Жители едва видят предметы, расположенные на расстоянии вытянутой руки. У жителей Анжиса и всей долины реки Мёз появились похожие симптомы, указывающие на то, что туман опасен для здоровья. По всей долине испуганные жители пытаются забаррикадироваться в своих домах, заклеивая окна и заделывая малейшие трещины обрывками ткани и кусками бумаги, чтобы не пускать туман внутрь. Люди задыхались от нехватки кислорода. Постепенно люди начинают умирать. За несколько дней в этом районе погибло 63 человека. 5 декабря загадочный туман отступает, а вместе с ним и таинственные симптомы болезней, охватившие тысячи жителей долины. Исследователи обратились к очевидному источнику трагедии – 27 заводам долины реки Мёз, из труб которых в атмосферу поступало около 30 различных видов побочных продуктов производства. Это обстоятельство, а также то, что в эти дни невероятно густой туман стало причиной гибели людей.
Серия № 19
2 декабря 1959 года. Обрушение плотины Мальпассе во Франции: Строительство дамбы завершилось к 1954 году. На протяжении последующих пяти лет естественный резервуар, расположенный за стеной плотины, постепенно наполнялся, обеспечивая запасом воды лежащую внизу долину. 2 декабря 1959 года плотина Мальпассе треснула, как скорлупа яйца, и разлетелась на куски. Левый пристрой дамбы обвалился и исчез в потоке ревущей воды. На долину реки Рейран обрушивается 50 миллиардов литров воды. Дома жителей низины накрывает 10-ти метровая стена шириной в полкилометра. Беспощадная стихия проносится по домикам, стоящим у плотины Мальпассе и по месту строительства шоссе, унося жизни всех, кто оказался на её пути. Рухнувшая плотина оставила за собой след разрушений, который начинался с каньона в 7-ми километрах к северу от Фрежуса, и заканчивался у побережья Средиземного моря. Согласно официальному заявлению, в катастрофе погибли 421 человек.
Серия № 20
17 июня 1958 года. Обрушение моста в Ванкувере (Британская Колумбия: В гавани Ванкувера строится огромный мост. Монтажники забираются вверх по балкам металлического остова, который скоро превратится в новый мост. Но пролеты моста, не успев соединиться, рушатся. Южная сторона моста летит в воду, унося за собой людей и оборудование. Из-за резкого падения пролёта моста в бетонном основании поддерживающей его опоры образовались большие трещины. Это движение вырывает опору из-под соседнего пролёта, и он тоже падает в воду. Эта катастрофа стала одной из самых ужасных трагедий в истории Ванкувера. Двадцать монтажников, работавших на мосту, были госпитализированы, многие из них получили серьёзные ранения. Восемнадцать человек погибло. Большинство из них умерло ещё до того, как они попали в воду. Причину трагедии исследовала королевская комиссия по расследованиям. Через несколько месяцев работы комиссия предоставила отчёт, в котором говорилось о том, что несчастный случай произошёл из-за человеческого фактора. Команда инженеров неправильно произвела математический расчёт, что и привело к трагедии.
Серия № 21
1 февраля 1953 года. Наводнение в Нидерландах: 30 января 1953 года погодные условия привели к возникновению шторма, который угрожал побережью Англии, Шотландии и Голландии. Вода поднимается до верха плотин. Насыпи уже с трудом сдерживали беснующуюся стихию. Разразившийся над Северным морем шторм угрожает прорвать дамбы, опоясывающие побережье Голландии. Северное море внезапно прорывает дамбы одновременно более чем в сотне мест. Дома рушились, и люди падали в холодную воду. Когда шторм прекратился, а тысячи квадратных километров земли остались под водой. Последствия наводнения были ужасны: в ту ночь погибло 1836 человек. Более 70-ти тысяч жителей Голландии остались без крыши над головой. Сельское хозяйство страны было уничтожено. С лица земли исчезли триста ферм, и более трех тысяч было разрушено стихией.
Серия № 22
11 января 1954 года. Сход снежной лавины в Австрии: С горы Фалв сошла мощная лавина, похоронившая под собой австрийскую деревню Блонс. Спасатели-добровольцы весь день пытались найти тех, кто был ещё жив, но с наступлением темноты они были вынуждены прекратить поиски. Вскоре на полуразрушенную деревню сходит вторая лавина. К утру снег, наконец, прекратился. Дороги были не проходимы, телефоны не работали. Жителям деревни Блонс пришлось послать за помощью гонцов. На призыв о помощи пришли сотни людей. Все они ехали на лыжах, потому что иначе в долину добраться было невозможно. В этой трагедии погибло 57 человек, многие жители получили ранения. В той или иной мере пострадал каждый житель деревни. 29 домов и 50 конюшен не подлежали восстановлению. Более 90 человек потеряли крышу над головой.
Серия № 23
28 октября 1921 года. Сель, обрушившийся на городок Британия Бич на юго-западе Британской Колумбии: С соседней горы на поселение сошёл поток снега, камней и грязи. Прошедший ливень смешал воду с мокрым снегом, и на поселение обрушился селевой поток. Он прошёл прямо посреди городка. Общежитие, дома и другие здания были полностью разрушены. Они разлетелись на куски, и их завалило грязью. За несколько минут сель унёс жизнь 57 человек. 22 человека получили ранения. Управляющий местной медной шахты даёт распоряжение пропустить под насыпью деревянный тоннель, чтобы облегчить отток воды. Вода налетала на дамбу, и весь мусор, который она несла с собой, оседал на дне плотины. Плотины уже не могли удерживать воду. Они были забиты мусором до отказа. Часть воды направилась к землям, на которых располагались домики шахтёров и рабочих. Всё, что осталось от городка Британния Бич, похоронено под грудами грязи, камней и брёвен.
Серия № 24
Декабрь 1974 года. Тайфун в Дарвине (северное побережье Австралии: Жители Дарвина никогда не забудут рождество 1974 года. В полночь по городу пронёсся циклон Трейси – самый страшный тропический шторм в истории города. Дойдя до окраин Дарвина, ураган развернулся и закончил свою разрушительную работу, сровняв с землёй то, что ещё оставалось. Согласно официальным данным, в ту ночь в Дарвине погибло 65 человек. Сотни людей получили ранения. Ущерб оценивался в миллиард американских долларов. Расследование показало, что конструкция зданий не соответствовала требованиям безопасности.
Серия № 25
28 сентября 1965 года. Извержение вулкана Таль на Филиппинах: 28 сентября по всему острову Тааль на Филиппинах проходит фестиваль осеннего урожая. Извержение началось ночью. Из кратера поднялась расплавленная лава и гейзер воды и пара. Подобное извержение называют фреатическим или газово-пепловым. Невероятно мощный толчок выбрасывает на пятьсот метров вверх огромные клубы пыли, золы и пепла. Эта масса движется со скоростью урагана. По пути к ней присоединяются обломки всего, что встречается на её пути. Остров Вулкана принёс трагедии многим семьям. Осиротевшие, потерянные люди отчаянно искали своих родных и близких. Но всюду были лишь дым и пепел. Когда-то плодородные фермерские поля были похоронены под толстым слоем слежавшейся грязи и золы. Дома были разрушены. Гора Тааль на острове Вулкана на Филиппинах продолжала извергать из своих недр огонь и золу ещё нескольких дней к ряду. Погибли более трёхсот островитян. Вулканическая активность привела к образованию нового кратера - в юго-западной части острова.
Серия № 26
18 ноября 1929 года. Цунами на полуострове Бьерин (Ньюфаундленд): В 250-ти километрах от полуострова, в глубинах Атлантического океана, мощное землетрясение сдвинуло материковый шельф. Двести кубических километров земли переместилось вдоль по склону подводной горы. Огромное подводное движение стало причиной мощных подводных вибраций, которые стали причиной возникновения цунами. Оно начало движение на север, к южному побережью острова Ньюфаундленд. И его целью стали поселения на полуострове Бьёрин. Волны достигала 20-ти километров в длину. Когда последняя волна отхлынула. По всему побережью полуострова Бьёрин лежали обломки лодок, складов, причалов и зданий. На воде покачивались унесённые деревянные дома. В их окнах всё ещё горели керосиновые лампы. В общей сложности пострадало около пятидесяти поселений по всему побережью полуострова Бьёрин. Восемьсот семей понесли значительные имущественные потери. Цунами унесло жизни двадцати восьми человек. Цунами на Бьёрине до сих пор считается самым сильным природным бедствием за всю историю Канады. Оно увековечено в местном фольклоре.
Серия № 27
14 февраля 1982 года. Гибель Океанского Рейджера в районе острова Ньюфаундленд: Когда начал приближаться шторм 84 члена команды продолжали, как обычно, заниматься своими делами. Океанский Рейджер имел славу непотопляемого судна. 30-ти метровые волны обрушились на корпус Океанского Рейджера. Волны были настолько высокими, что первым уничтожили балластный отсек. Когда иллюминатор разбился, и вода полилась на пульт управления, буровая утратила контроль над распределением воды. Рейнджер тонул. Люди пытались эвакуироваться на двух спасательных шлюпках. Как только они оказались в бушующем море, одна из шлюпок получает сквозную пробоину и заполняется водой. Продрогшие люди оказываются в холодной воде, которая оказывается для них смертельной западнёй. Когда команда спасателей пыталась приблизиться к месту бедствия, Океанский Рейнджер исчез с экранов радара. Пришедшие на помощь корабли не могли подойти близко к шлюпкам, которые вертело из стороны в стороны на волнах. Вся команда в составе 84 человек погибла.
Серия № 28
27 сентября 2003 года. Ураган в Галифаксе: Урагану Хуан обрушился на Галифакс. В городе стала пропадать электроэнергия. По требованию организации по чрезвычайным ситуациям Галифакса пожарные команды начали эвакуацию жителей. Скорость ветра достигала 120 км в час. В гавани высота волны превышала 6 метров. Вместо того чтобы утихнуть, ураган Хуан превратился в сильнейший шторм, который когда-либо приходилось видеть Галифаксу. Житель одного из домов, спустившись на шум удара обнаружил в комнате нос корабля. За несколько часов Галифакс полностью изменился. На утро после урагана Хуан люди в Галифаксе проснулись и увидели более миллиона деревьев, вырванных с корнем. Электричества не было, люди зажигали свечи. По этой причине один из домов сгорел и погибла большая часть семьи. Общий ущерб измерялся миллионами долларов. Погибло восемь человек.
Серия № 29
30 июля 2003 года. Сильный пожар в Британской Колумбии: В крошечном МакКлуре, на юге от Льюис Крика, Майк Бэрер затушил ногой сигарету у подножия горы, на которой росли деревья. Всего за двадцать четыре часа не затушенная сигарета превратилась в огромный лесной пожар. По шестибалльной шкале пожаров этому присвоили пять баллов. Огонь шёл по кронам деревьев стеной высотой где-то в два или три этажа. температура поднялась до девятисот градусов по цельсию. В огне оказалась большая часть Британской Колумбии. Благодаря тому, что все были эвакуированы, никто серьёзно не пострадал. В конечном счёте, огонь в Британской Колумбии уничтожил более двухсот шестидесяти тысяч гектаров леса. Ущерб оценивался в семьсот миллионов долларов. Только чудом обошлось без человеческих жертв.
Серия № 30
10 декабря 1944 года. Снежный шторм в Торонто: Над Мексиканским заливом, в сотнях километрах от города, столкнулись разные атмосферные фронты. Тёплый влажный воздух с юга смешался с холодным антарктическим фронтом с севера. Такая комбинация влажного и холодного воздуха не могла не превратиться в снежную бурю. Жители Торонто проснулись в городе, сплошь покрытом сугробами. Утром радио объявило о закрытии школ, и прекращении работы коммерческих и правительственных служб. Команды по очистке города от снега работали всю ночь, но они явно проигрывали в этой борьбе со стихией. Транспорт был парализован. Люди не могли добраться до работы. Пациенты погибали, не сумев дождаться помощи. Некоторые люди, расчищая улицы, гибли от переутомления и холода.
Серия № 1
Октябрь 1913 года. Катастрофа на пароходе «Вольрухано»: Пароход под названием «Вольтурно» выходит из Голландского порта в Роттердаме с 562 пассажирами на борту. 9 октября 6:40 утра во время волнения на воде произошло возгорание в носовой части корабля. Попытка потушить пожар силами команды не увенчалась успехом. Из-за усилившегося шторма многие спущенные на воду шлюпки ломаются или пропадают в море. К вечеру несколько кораблей ответили на сигналы о помощи. Все они посылали шлюпки, но море было слишком бурным. В панике люди бросаются за борт. Многие погибают от огня. К утру шторм прекращается, что облегчает спасение оставшихся пассажиров и членов команды. В результате катастрофы погибло 136 человек. Причина пожара так и не была установлена, хотя выдвигались многие предположения – от случайного возгорания до умышленного поджога. Через неделю после спасения Вольтурно окончательно затонул в океане.
5 октября 1913 года. Катастрофа на железной дороге. Манчестерский экспресс: Манчестерский экспресс отправляется с Ливерпульского вокзала. и въезжает в тоннель недалеко от Центральной станции Ливерпуля. Вдруг в одном из вагонов кто-то нажимает стоп-кран, срабатывает тормозная система. Поезд состоял из восьми вагонов, два из которых ещё не успели выехать из тоннеля. Во время осмотра состава, сигнальщик передал информацию на пост, но из-за шума сигнальщик на посту ослышался. В результате недоразумения другой состав был направлен по тому же пути. Несмотря на то, что поезд двигался со скоростью всего в 16 километров в час, силы при столкновении хватило, чтобы полностью разрушить последние два вагона другого состава. От удара Мидленд сошёл с рельсов и перевернулся. Шесть человек скончались сразу же после столкновения, пять из них были пассажирами поезда, шестой работал там проводником.
Серия № 2
14 октября 1913 года. Каменноугольные копи Сенгенида: На западной стороне шахты у Ланкастера произошел взрыв, после чего ударная волна немедленно распространилась по всем коридорам, благодаря находившейся там угольной пыли. Следующий взрыв был намного сильнее первого, он смёл всё на своем пути. Деревянные стойки разлетаются в щепки, словно зубочистки. Выжившие во время взрыва шахтеры погибали из-за нехватки воздуха, так как огонь выжигал кислород. Тушение пожара было затруднено тем, что взрывом повредило водопроводные трубы. В катастрофе погибло четыреста сорок человек, включая одного спасателя. Это самая крупная катастрофа в истории британской горной промышленности. Расследование обратило внимание на нарушение закона, в котором говорилось о вентиляционной системе и об очистке шахты от угольной пыли.
17 октября 1913 года. Гибель дирижабля: Огромный дирижабль поднимается в воздух для показательного полёта. На высоте двухсот метров от земли появился огонь, рядом с передним двигателем. Через несколько секунд уже весь дирижабль был охвачен огнём. Без газа он не мог лететь дальше и начал падать. Возможно, что газ из баллонов распространился по внутреннему килю. Двигатель Эль-два был разработан так, что баллоны с газом были расположены прямо рядом с основным каркасом. Как только на них попало пламя, произошёл взрыв. Все двадцать восемь пассажиров, в том числе и разработчик дирижабля, погибли.
Серия № 3
1960 год. Цунами на Гавайских островах: Жители города Хило не придавали серьезного значения сообщениям о приближающемся цунами. Система оповещения была создана недавно и ей не доверяли. Тем не менее катастрофа произошла. Тридцатиметровая волна обрушилась на город Хило со скоростью 50-ти км в час. Силы этой волны хватило, чтобы смыть с мола глыбы весом в несколько тонн. Цунами смыло и машины, и грузовики, поднимая их, словно это были обычные игрушки. Волна унесла с собой жизни шестидесяти одного человека, ещё пятьдесят пять получили ранения. Было разрушено двести двадцать девять домов, уничтожено триста восемь общественных и коммерческих зданий. Водяной поток продвинулся вглубь города Хило на площадь в 240-к гектаров. После катастрофы жители города активно принялись восстанавливать разрушенное. Через шесть недель Хило был уже практически восстановлен после обрушившегося на него цунами.
Серия № 4
5 октября 1954 года. Ураган в Торонто: В Торонто ураган столкнулся с ливнем, что породило ливень небывалой силы. Вода поднималась так стремительно и так высоко, что жители вынуждены были забираться на крыши своих домов. Пожарные объезжали город на моторных лодках, страхуясь пожарными шлангами и собирали пострадавших с затопленных домов. Но команда не успевала спасти всех. Ураган Хейзл оставил без крова около четырёх тысяч жителей Торонто. По данным двухтысячного года, убытки составили около двухсот тридцати миллионов долларов. Погибли восемьдесят один человек.
Серия № 5
6 декабря 1917 год. Столкновение кораблей Монблан и Дартмут в Галифаксе: В Галифаксе столкнулись два судна. Из порта выходил грузовой корабль Монблан с взрывчатым веществом на борту. На встречу шло другое судно. В узком проливе столкновения избежать не удалось. Корабль загорелся в порту собрались зеваки. Люди не подозревали о страшном грузе корабля и не пытались спастись бегством. Ударная волна накрыла собой территорию, расположенную в радиусе трёхсот километров от места взрыва. В Галифаксе его последствия стали катастрофическими. В результате взрыва в городе погибло 1600 человек. Количество раненых превысило 9000 человек. Город превратился в руины.
Серия № 6
11-го июня 1955-го года. Автокатастрофа во время гонок ЛеМан: Во время автогонок столкнулся Остин Мартин с Мерседесом. Столкновения автомобилей во время соревнования случаются часто. Но, в этот раз во время взрыва бензобака двигатель автомобиля отделился от ходовой части и полетел прямо на трибуны, битком набитые зрителями. В катастрофе погибло 82-ва человека, и ещё сотня человек получила ранения. Эта трагедия стала самой ужасной аварией в истории автогонок. Компания Мерседес не выставляла свои машины к участию в гонке ЛеМан на протяжении последующих 44-х лет.
Серия № 7
8 мая 1902 года. Сен-Пьер, остров Мартиника. Извержение вулкана Пеле: Когда-то Пеле был активным вулканом, но вот уже несколько десятилетий он не проявлял особой активности. И когда начал появляться запах сероводорода, жители города восприняли это как небольшое неудобство, но не как повод уезжать из города. Ураганный ветер спускал со склона вулкана мощный поток газа. Концентрированный жаркий газ с частицами камня и пепла спускался с вулкана на ураганной скорости. Облако спускалось с крутого склона, всё увеличивая скорость под действием гравитации. Через две секунды всё это обрушилось на город. Всего за несколько секунд город Сен-Пьер и его тридцати тысячное население исчезли с лица земли. С 1902-го года вулкан проявлял свою активность дважды. Одно извержение произошло в августе того же года, второй раз – в 1929 году. Но извержение 8 мая 1902 года было признано самой ужасной вулканической катастрофой двадцатого века.
Серия № 8
24 декабря 1953 года. Крушение Экспресса Веллингтон-Окленд (Новая Зеландия): На юге Тихого океана находится цепь вулканов, известных под названием Тихоокеанское Огненное Кольцо, куда входит гора Руапеху, на вершине которой лежит величественное Кратерное озеро. С наступлением лета лёд на леднике горы Руапеху начал таять. Пепельные берега, сдерживавшие Кратерное озеро, рухнули. Сель уничтожает всё на своём пути, в том числе и опоры моста, по которому должен проехать поезд-экспресс. Экспресс Веллингтон-Окленд мчится к реке Вангаеху, мост над которой уже разрушен. Все пять вагонов второго класса упали в реку, унося с собой 176 пассажиров. Из 176 пассажиров пяти вагонов, упавших в реку, выжило только 28 человек. Двадцать тел так и не нашли. Расследование показало, что виновных в катастрофе не было. Это было форс-мажорное обстоятельство, совпадение событий, которые никто не мог предотвратить. По степени серьёзности и количеству погибших это было шестое по величине крушение поезда в мире. Оно стало самым ужасным крушением в истории Новой Зеландии.
Серия № 9
1 сентября 1923 года. Землетрясение в районе вокруг Токийского залива, известном под названием Канто: Сила землетрясения была 8.3 балла по шкале Рихтера. Японские здания сделаны из дерева, а крыша покрыта глиняной черепицей. При землетрясении здания просто уходили сами в себя. Стены и крыши домов рухнули, и сразу же начался пожар. Во время землетрясения лопнули трубы водопровода, поэтому людям нечем было тушить огонь. В городах и деревнях этого региона было уничтожено и повреждено сотни тысяч домов. Общий ущерб оценивался в четыре с половиной миллиарда долларов. 90-95 % ущерба нанёс огонь. Потеряны были не только материальные ценности, но и целая культура. По приблизительным оценкам погибло 140 тысяч человек.
Серия № 10
23 декабря 1972 года. Землетрясение в Манагуа, столице Никарагуа: В половине первого ночи произошел первый толчок. После первого землетрясения последовало ещё два сильных толчка, которые в мгновение ока сровняли город площадью в 13 квадратных километров с землёй. В доли секунды всё было уничтожено или повреждено. Центр города охватил огонь, вырывавшийся из полопавшихся газовых труб. Власти не смогли определить точное количество погибших, поскольку многие тела были похоронены под грудами мусора или сгорели в пожарах. По оценкам специалистов во время землетрясения погибло от 4 до 10 тысяч человек, более 20 тысяч человек получили ранения. Из 400 тысяч людей, живших в Манагуа, более половины остались без крова. Центр города, площадь которого составляла 13 квадратных километров, был стёрт с лица земли. Прилегающая территория такой же площади сильно повреждена. Уничтожен не только целый город, но и инфраструктура всей страны.
Серия № 11
6 июля 1944 года. Пожар в цирке Хартфорда, штат Коннектикут: В город приезжает цирк братьев Ринглингов. Шапито было огромным: 160 метров в длину, 65 в ширину и 15 в высоту. На представление пришло почти 9 тысяч зрителей. В разгар выступления несколько человек из персонала цирка заметили пламя. Огонь быстро перекинулся от стенки палатки к куполу шапито, пропитанному парафином. Огонь был мощным, как торнадо. Зрители оказались в ловушке. Менее чем за 10 минут самый большой в мире цирк-шапито превратился в кучку дымящихся обломков. К тому времени, когда на место трагедии прибыли пожарные, тушить уже было нечего. В огне погибло 168 человек, почти все из них – женщины и дети. После пожара было проведено официальное расследование, которое показало, что оборудование для тушения пожара не было выставлено на положенные для него места.
Серия № 12
28 января 1922 года. Катастрофа в вашингтонском кинотеатре во время снегопада: 28 января в Вашингтоне шел сильнейший снегопад за всю историю города. В тот период кино пользовалось огромной популярностью, а Никербокер был одним из самых величественных кинотеатров. Во время снегопада на крыше здания скопилось много тяжёлого мокрого снега, который давил своим весом на уникальную конструкцию кинотеатра. В здании кинотеатра раздался треск. Потолок треснул посередине, и на зрителей обрушился металл, кирпичи и бетон. 133 человека, выживших в катастрофе, получили ранения, многие из них были очень серьёзными. 98 человек из трёхсот зрителей, оказавшихся в тот вечер в кинотеатре, погибли. К трагедии привело совпадение сразу нескольких факторов. По проекту здание не было рассчитано на подобную нагрузку. Из-за снегопада на здание лёг вес снега, который не предусмотрел градостроительный комитет.
Серия № 13
24 декабря 1968 года. Две авиакатастрофы в Бредфордe: Рейс 736 Аллегейнских авиалиний представлял собой пассажирский самолёт, летевший из Детройта, штат Мичиган, в Вашингтон, округ Колумбия. На борту самолёта находилось 47 человек. В городе бушевала снежная пурга, скорость ветра составляет около семи метров в секунду. Видимость составляет менее одного километра. Капитан и первый пилот случайно опустились ниже предельной высоты снижения. Самолёт начал падать в лес, прорубая просеку в 26 метров шириной. Самолёт приземлился на заснеженное болото, перевернувшись. От удара самолёт разорвало на части. Спасение пострадавших было осложнено непрекращающимся снегопадом. Крушение рейса 736 унесло жизни 20 человек, в том числе капитана и первого пилота. Каким-то чудом 27ми пассажирам удалось выжить. Всего 13 дней спустя, 6 января 1969 года рейс 737 Аллегейнских авиалиний, летевший из Харрисбурга, штат Пенсильвания, рухнул недалеко от аэропорта Бредфорда, не долетев до взлётной полосы. На этот раз крушение унесло жизни 11 пассажиров, 25 человек выжило в этой катастрофе.
Серия № 14
15 мая 1956 года. Падение истребителя на монастырь в деревеньке Орлинс (Канада): Самым крупным зданием в деревне Орлинс была вилла Святого Луи. Вилла служила монастырём и местом отдыха для Сестёр Милосердия, известных под названием ордена Серых Монашек. После второй мировой войны западные страны, в том числе и Канада, опасались распространения коммунизма. На её территории постоянно дежурили два истребителя, которые поднялись в воздух для опознания транспортного самолета. Вскоре на скорости более тысячи км/ч истребитель Эс-Эф сто пропорол часовню, примыкающую к монастырю, и врезался в главное здание. Начался пожар. В ту ночь погибло 15 человек, из них 11 монашек, священник, 40 летняя экономка и два пилота. Согласно проведённому исследованию, взрыв произошёл при возгорании излишков топлива в бензобаке истребителя. Самая вероятная причина этого могла заключаться в том, что вышла из строя система подачи кислорода к кислородным маскам пилотов.
Серия № 15
9 января 1939 года. Пожар в Австралии: По всему штату сразу возникло около пятисот очагов возгорания. Немногочисленные пожарные станции быстро исчерпали свои ресурсы. Сотни человек из Мельбурна и районных центров откликнулись на призыв о помощи, но силы в борьбе со стихией всё равно были не равны. Целую неделю погода была ужасно жаркой – порядка 45 градусов. Сотни очагов возгорания объединяются, образуя огненную стену, которая стремительно идёт по лесу, поглощая всё на своём пути. В результате пожара погиб 71 человек. Сгорело более тысячи домов. Лесная промышленность была уничтожена. Порядка 70 лесопилок, располагавшихся в лесу, сгорели. Многие жители Австралии потеряли работу и источник существования.
Серия № 16
25 октября 1960 года. Взрыв в универмаге Виндзора, округ Онтарио: Тёплый осенний день пронзил взрыв, прогремевший в универсаме Метрополитен, расположенном в центре города Виндзор, округ Онтарио. На место трагедии съезжаются машины пожарных и полиции. В передней части здания стеклянные витрины разлетаются на миллионы осколков, которые летят на улицу, впиваясь во всех, кто оказался на их пути. Задняя стена рухнула, и пол тоже провалился вниз. Ярко освещённое здание превратилось в чёрную дыру, полную обломков бетона и штукатурки. Согласно официальному отчёту, в этой катастрофе погибло 10 человек и более сотни получили ранения. Во время расследования было обнаружено, что монтажник систем отопления работал в здании без специального разрешения. Отсоединив трубу, подводящую газ к топке, он нарушил строгие правила монтажа, установленные газовой компанией.
Серия № 17
21 сентября 1921 года. Взрыв на заводе по производству удобрений в Оппау (90 км к югу от Франкфурта): Произведенные на заводе удобрения хранятся в силосной башне. Со временем удобрения спрессовываются и раскалываются при помощи динамита. 21 сентября 1921 года на заводе прогремел ужасный взрыв. Ударная волна от него разнесла смерть и разрушения по соседним деревням. Комиссия, проводившая расследование катастрофы, согласилась с мнением руководства концерна. Точная причина взрыва оставалась неизвестной. Учёные не могли объяснить, почему тысячи других взрывов прошли успешно, а этот закончился трагедией. Единственное, что можно было сказать после расследования – это то, что по какой-то причине химический состав и физические свойства удобрения, то есть сульфата и нитрата аммиака, хранившегося в той силосной башне, изменились. И обычный взрыв динамита привёл к взрыву ужасающего масштаба.
Серия № 18
3-4 декабря 1930 года. Ядовитый туман в долине реки Мёз (Бельгия): В городке Анжис расположено около 27 заводов. В то время о защите воздуха от загрязнений никто не задумывался, и заводы не принимали мер по охране воздушной среды. Первые дни декабря долине реки Мез были туманными. К третьему декабря туман сгущается над городком Анжис. Жители едва видят предметы, расположенные на расстоянии вытянутой руки. У жителей Анжиса и всей долины реки Мёз появились похожие симптомы, указывающие на то, что туман опасен для здоровья. По всей долине испуганные жители пытаются забаррикадироваться в своих домах, заклеивая окна и заделывая малейшие трещины обрывками ткани и кусками бумаги, чтобы не пускать туман внутрь. Люди задыхались от нехватки кислорода. Постепенно люди начинают умирать. За несколько дней в этом районе погибло 63 человека. 5 декабря загадочный туман отступает, а вместе с ним и таинственные симптомы болезней, охватившие тысячи жителей долины. Исследователи обратились к очевидному источнику трагедии – 27 заводам долины реки Мёз, из труб которых в атмосферу поступало около 30 различных видов побочных продуктов производства. Это обстоятельство, а также то, что в эти дни невероятно густой туман стало причиной гибели людей.
Серия № 19
2 декабря 1959 года. Обрушение плотины Мальпассе во Франции: Строительство дамбы завершилось к 1954 году. На протяжении последующих пяти лет естественный резервуар, расположенный за стеной плотины, постепенно наполнялся, обеспечивая запасом воды лежащую внизу долину. 2 декабря 1959 года плотина Мальпассе треснула, как скорлупа яйца, и разлетелась на куски. Левый пристрой дамбы обвалился и исчез в потоке ревущей воды. На долину реки Рейран обрушивается 50 миллиардов литров воды. Дома жителей низины накрывает 10-ти метровая стена шириной в полкилометра. Беспощадная стихия проносится по домикам, стоящим у плотины Мальпассе и по месту строительства шоссе, унося жизни всех, кто оказался на её пути. Рухнувшая плотина оставила за собой след разрушений, который начинался с каньона в 7-ми километрах к северу от Фрежуса, и заканчивался у побережья Средиземного моря. Согласно официальному заявлению, в катастрофе погибли 421 человек.
Серия № 20
17 июня 1958 года. Обрушение моста в Ванкувере (Британская Колумбия: В гавани Ванкувера строится огромный мост. Монтажники забираются вверх по балкам металлического остова, который скоро превратится в новый мост. Но пролеты моста, не успев соединиться, рушатся. Южная сторона моста летит в воду, унося за собой людей и оборудование. Из-за резкого падения пролёта моста в бетонном основании поддерживающей его опоры образовались большие трещины. Это движение вырывает опору из-под соседнего пролёта, и он тоже падает в воду. Эта катастрофа стала одной из самых ужасных трагедий в истории Ванкувера. Двадцать монтажников, работавших на мосту, были госпитализированы, многие из них получили серьёзные ранения. Восемнадцать человек погибло. Большинство из них умерло ещё до того, как они попали в воду. Причину трагедии исследовала королевская комиссия по расследованиям. Через несколько месяцев работы комиссия предоставила отчёт, в котором говорилось о том, что несчастный случай произошёл из-за человеческого фактора. Команда инженеров неправильно произвела математический расчёт, что и привело к трагедии.
Серия № 21
1 февраля 1953 года. Наводнение в Нидерландах: 30 января 1953 года погодные условия привели к возникновению шторма, который угрожал побережью Англии, Шотландии и Голландии. Вода поднимается до верха плотин. Насыпи уже с трудом сдерживали беснующуюся стихию. Разразившийся над Северным морем шторм угрожает прорвать дамбы, опоясывающие побережье Голландии. Северное море внезапно прорывает дамбы одновременно более чем в сотне мест. Дома рушились, и люди падали в холодную воду. Когда шторм прекратился, а тысячи квадратных километров земли остались под водой. Последствия наводнения были ужасны: в ту ночь погибло 1836 человек. Более 70-ти тысяч жителей Голландии остались без крыши над головой. Сельское хозяйство страны было уничтожено. С лица земли исчезли триста ферм, и более трех тысяч было разрушено стихией.
Серия № 22
11 января 1954 года. Сход снежной лавины в Австрии: С горы Фалв сошла мощная лавина, похоронившая под собой австрийскую деревню Блонс. Спасатели-добровольцы весь день пытались найти тех, кто был ещё жив, но с наступлением темноты они были вынуждены прекратить поиски. Вскоре на полуразрушенную деревню сходит вторая лавина. К утру снег, наконец, прекратился. Дороги были не проходимы, телефоны не работали. Жителям деревни Блонс пришлось послать за помощью гонцов. На призыв о помощи пришли сотни людей. Все они ехали на лыжах, потому что иначе в долину добраться было невозможно. В этой трагедии погибло 57 человек, многие жители получили ранения. В той или иной мере пострадал каждый житель деревни. 29 домов и 50 конюшен не подлежали восстановлению. Более 90 человек потеряли крышу над головой.
Серия № 23
28 октября 1921 года. Сель, обрушившийся на городок Британия Бич на юго-западе Британской Колумбии: С соседней горы на поселение сошёл поток снега, камней и грязи. Прошедший ливень смешал воду с мокрым снегом, и на поселение обрушился селевой поток. Он прошёл прямо посреди городка. Общежитие, дома и другие здания были полностью разрушены. Они разлетелись на куски, и их завалило грязью. За несколько минут сель унёс жизнь 57 человек. 22 человека получили ранения. Управляющий местной медной шахты даёт распоряжение пропустить под насыпью деревянный тоннель, чтобы облегчить отток воды. Вода налетала на дамбу, и весь мусор, который она несла с собой, оседал на дне плотины. Плотины уже не могли удерживать воду. Они были забиты мусором до отказа. Часть воды направилась к землям, на которых располагались домики шахтёров и рабочих. Всё, что осталось от городка Британния Бич, похоронено под грудами грязи, камней и брёвен.
Серия № 24
Декабрь 1974 года. Тайфун в Дарвине (северное побережье Австралии: Жители Дарвина никогда не забудут рождество 1974 года. В полночь по городу пронёсся циклон Трейси – самый страшный тропический шторм в истории города. Дойдя до окраин Дарвина, ураган развернулся и закончил свою разрушительную работу, сровняв с землёй то, что ещё оставалось. Согласно официальным данным, в ту ночь в Дарвине погибло 65 человек. Сотни людей получили ранения. Ущерб оценивался в миллиард американских долларов. Расследование показало, что конструкция зданий не соответствовала требованиям безопасности.
Серия № 25
28 сентября 1965 года. Извержение вулкана Таль на Филиппинах: 28 сентября по всему острову Тааль на Филиппинах проходит фестиваль осеннего урожая. Извержение началось ночью. Из кратера поднялась расплавленная лава и гейзер воды и пара. Подобное извержение называют фреатическим или газово-пепловым. Невероятно мощный толчок выбрасывает на пятьсот метров вверх огромные клубы пыли, золы и пепла. Эта масса движется со скоростью урагана. По пути к ней присоединяются обломки всего, что встречается на её пути. Остров Вулкана принёс трагедии многим семьям. Осиротевшие, потерянные люди отчаянно искали своих родных и близких. Но всюду были лишь дым и пепел. Когда-то плодородные фермерские поля были похоронены под толстым слоем слежавшейся грязи и золы. Дома были разрушены. Гора Тааль на острове Вулкана на Филиппинах продолжала извергать из своих недр огонь и золу ещё нескольких дней к ряду. Погибли более трёхсот островитян. Вулканическая активность привела к образованию нового кратера - в юго-западной части острова.
Серия № 26
18 ноября 1929 года. Цунами на полуострове Бьерин (Ньюфаундленд): В 250-ти километрах от полуострова, в глубинах Атлантического океана, мощное землетрясение сдвинуло материковый шельф. Двести кубических километров земли переместилось вдоль по склону подводной горы. Огромное подводное движение стало причиной мощных подводных вибраций, которые стали причиной возникновения цунами. Оно начало движение на север, к южному побережью острова Ньюфаундленд. И его целью стали поселения на полуострове Бьёрин. Волны достигала 20-ти километров в длину. Когда последняя волна отхлынула. По всему побережью полуострова Бьёрин лежали обломки лодок, складов, причалов и зданий. На воде покачивались унесённые деревянные дома. В их окнах всё ещё горели керосиновые лампы. В общей сложности пострадало около пятидесяти поселений по всему побережью полуострова Бьёрин. Восемьсот семей понесли значительные имущественные потери. Цунами унесло жизни двадцати восьми человек. Цунами на Бьёрине до сих пор считается самым сильным природным бедствием за всю историю Канады. Оно увековечено в местном фольклоре.
Серия № 27
14 февраля 1982 года. Гибель Океанского Рейджера в районе острова Ньюфаундленд: Когда начал приближаться шторм 84 члена команды продолжали, как обычно, заниматься своими делами. Океанский Рейджер имел славу непотопляемого судна. 30-ти метровые волны обрушились на корпус Океанского Рейджера. Волны были настолько высокими, что первым уничтожили балластный отсек. Когда иллюминатор разбился, и вода полилась на пульт управления, буровая утратила контроль над распределением воды. Рейнджер тонул. Люди пытались эвакуироваться на двух спасательных шлюпках. Как только они оказались в бушующем море, одна из шлюпок получает сквозную пробоину и заполняется водой. Продрогшие люди оказываются в холодной воде, которая оказывается для них смертельной западнёй. Когда команда спасателей пыталась приблизиться к месту бедствия, Океанский Рейнджер исчез с экранов радара. Пришедшие на помощь корабли не могли подойти близко к шлюпкам, которые вертело из стороны в стороны на волнах. Вся команда в составе 84 человек погибла.
Серия № 28
27 сентября 2003 года. Ураган в Галифаксе: Урагану Хуан обрушился на Галифакс. В городе стала пропадать электроэнергия. По требованию организации по чрезвычайным ситуациям Галифакса пожарные команды начали эвакуацию жителей. Скорость ветра достигала 120 км в час. В гавани высота волны превышала 6 метров. Вместо того чтобы утихнуть, ураган Хуан превратился в сильнейший шторм, который когда-либо приходилось видеть Галифаксу. Житель одного из домов, спустившись на шум удара обнаружил в комнате нос корабля. За несколько часов Галифакс полностью изменился. На утро после урагана Хуан люди в Галифаксе проснулись и увидели более миллиона деревьев, вырванных с корнем. Электричества не было, люди зажигали свечи. По этой причине один из домов сгорел и погибла большая часть семьи. Общий ущерб измерялся миллионами долларов. Погибло восемь человек.
Серия № 29
30 июля 2003 года. Сильный пожар в Британской Колумбии: В крошечном МакКлуре, на юге от Льюис Крика, Майк Бэрер затушил ногой сигарету у подножия горы, на которой росли деревья. Всего за двадцать четыре часа не затушенная сигарета превратилась в огромный лесной пожар. По шестибалльной шкале пожаров этому присвоили пять баллов. Огонь шёл по кронам деревьев стеной высотой где-то в два или три этажа. температура поднялась до девятисот градусов по цельсию. В огне оказалась большая часть Британской Колумбии. Благодаря тому, что все были эвакуированы, никто серьёзно не пострадал. В конечном счёте, огонь в Британской Колумбии уничтожил более двухсот шестидесяти тысяч гектаров леса. Ущерб оценивался в семьсот миллионов долларов. Только чудом обошлось без человеческих жертв.
Серия № 30
10 декабря 1944 года. Снежный шторм в Торонто: Над Мексиканским заливом, в сотнях километрах от города, столкнулись разные атмосферные фронты. Тёплый влажный воздух с юга смешался с холодным антарктическим фронтом с севера. Такая комбинация влажного и холодного воздуха не могла не превратиться в снежную бурю. Жители Торонто проснулись в городе, сплошь покрытом сугробами. Утром радио объявило о закрытии школ, и прекращении работы коммерческих и правительственных служб. Команды по очистке города от снега работали всю ночь, но они явно проигрывали в этой борьбе со стихией. Транспорт был парализован. Люди не могли добраться до работы. Пациенты погибали, не сумев дождаться помощи. Некоторые люди, расчищая улицы, гибли от переутомления и холода.